Уроки лыжного путешествия
Эти уроки получены мною во время недавнего лыжного путешествия по Мурманской области РФ. Конечно же, не в первый раз. Но, как говорится, повторение – мать учения…)
Может быть, в этих обобщениях нет ничего оригинального и новаторского, но людям, увлекающимся дальними спортивными походами и сложными путешествиями, никогда не лишним будет ещё раз перед выходом на маршрут вспомнить эти прописные истины.
И тогда всё будет хорошо
Урок 1. Направленная мотивация
Очень помогла мне в плане успешного участия в сравнительно сложном туристском путешествии. Чтобы получить положительные результаты в плане оздоровления или участия в конкретном оздоровительном мероприятии, необходимо максимально мотивировать себя на успешное выполнение задуманного.
Урок 2. Грамотная подборка (подготовка и покупка) личного походного снаряжения
Этот тезис касается участников не только дальнего спортивного похода, но и любого оздоровительного мероприятия – экскурсии, похода выходного дня, массовых спортивных соревнований.
Урок 3. Отсутствие у участника как серьёзных хронических болезней, так и пустяковых болячек, способствует достижению максимально эффективного результата
Выражаясь попроще, здоровый спортсмен, путешественник получает максимальное эстетическое и эмоциональное наслаждение (в здоровом теле – здоровый дух)…
Урок 4. Большое значение грамотно подобранного рациона питания на мероприятие
Конечно же, это в первую очередь касается продолжительного туристского спортивного события или соревнования. Но не следует упускать значения вопросов питания и на небольших мероприятиях.
Урок 5. Психологический микроклимат в коллективе и умение его создавать и поддерживать даже в экстремальных ситуациях
Это один из важнейших в туризме “столбов”, от которого зависит на 100 процентов успех группы в походе.
Урок 6. Конкретное, однозначное распределение ответственных, их обязанностей на данном мероприятии
Как показала практика, полная демократия в походе ни к чему хорошему не приводит.
На примере из лыжных походов:
Даже если в группе все участники прогрессивно настроены в плане задач на маршруте, добродушно и тепло относятся друг другу, без распределения обязанностей не обойтись.
И это касается не стратегической программы, а ежедневной, даже текущей на отдельных дневных этапах.
Иначе каждый (или почти каждый) участник, например, на вечернем обустройстве лагеря, будет делать (притом подсознательно) в первую очередь ту работу, которая ему больше “по вкусу”, т.е. что больше нравится.
Петя любит пилить дрова, поэтому не успев переодеться на биваке, хватается за пилу.
А Вася весь дневной переход мечтает о том, какую он классную сухую ёлку найдёт вечером и предложит её “завалить”.
Ну, а Колю “медовухой” не пои, а дай возможность быстрее установить печку в ещё окончательно не установленной палатке:
– Почему шатёр не натянули? Вон туча снежная надвигается!
Это возможная Колина реплика .
Поэтому руководителю должно быть всегда виднее, кто чем должен заниматься в конкретной ситуации (то-ли это на биваке, то-ли на подъёме на серьёзный перевал, или при передвижении в ненастную погоду…) и ПОСЛЕДНЕЕ слово всегда за ним.
Иначе – бардак.
Хочу сразу оговориться – у нас в кольском походе бардака не было
Потому и прошло всё классно.
Урок 7. Обязательный отказ участников от вредных привычек – алкоголя, никотина
О других пагубных увлечениях и говорить даже нет смысла – это уже не наш случай.
Если такое для туриста, спортсмена, просто хорошего человека в обыденной жизни ПОКА трудно выполнимо, то пусть он откажется от этого дела хотя бы на период данного события, мероприятия, похода.
Урок 8. Обязательно необходимо заставлять себя во время путешествия, похода, даже экскурсии вести дневник, или хотя бы периодические записи, пометки
Бумажная книжечка, тетрадка – это пока не блог, не сайт, и даже не заводская многотиражка. Никто пока не будет читать ваши записки, и не ухмыльнётся иро